Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной» | Целевая модель наставничества
р.
р.
Цель: Профессиональное становление и развитие наставляемого по форме «педагог-педагог» (роли: опытный-молодому, равный-равному) в соответствии с (целевой моделью) наставничества в условиях образовательной организации дополнительного образования.
Суть/Механизм: Внедрение (целевой модели) наставничества в МБОУ ДО «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной» осуществляется в рамках сетевого проекта муниципальной инновационной площадки «Внедрение (целевой модели) наставничества в образовательных организациях города Кемерово» (решение научно-методического совета МБОУ ДПО «Научно-методический центр» протокол №31 от 03. 06. 2021г; протокол №38 от 13.06.2023г.), отрабатывается форма «педагог - педагогу».
Наставническая практика позволяет органически соединить профессиональное развитие педагога, его персонификацию и в то же время гарантирует комплексный подход к каждому педагогическому работнику образовательной организации. Профессиональные компетенции наставника сопряжены с типами профессий «Человек-Человек» и «Человек-Знак» и позволили выстроить результативную наставническую практику с использованием приема «математическое моделирование» при решении педагогических задач в образовательной организации.
Практика наставничества: - осуществляется в рамках действующей модели в образовательной организации «Методическая служба на индивидуальной основе»; - используется андрагогический, системно-деятельностный подходы; - базируется на принципах: научности, доступности, системности, стратегической целостности, легитимности, продвижения благополучия и безопасности наставляемого (принцип «не навреди»), личной ответственности, индивидуализации и индивидуальной адекватности, равенства, многоаспектности, перспективности, последовательности, связь с практикой; - применяется приём «математическое моделирование» при решении педагогических задач. Использование приема «математическое моделирование» при решении педагогических задач позволяет реализовать основной дидактический принцип педагогического взаимодействия наставника и наставляемого, обеспечить системность знаний, выбрать оптимальный путь решения поставленной педагогической задачи с опорой на графическое изображение алгоритма ее решения, сформировать обобщенные трудовые функции, обозначенные в профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - используется технология «погружения» по определенной проблеме или интегрированной теме за определенное время в определенной форме и осуществляется посредством коллективных, групповых, индивидуальных форм работы. В ходе использования педагогической технологии «погружения» можно отметить преимущества (целостность получаемых знаний, экономия времени, возможность углубленного изучения, состояние комфортности при обучении, режим индивидуальных «погружений»); - выстраивается ИОМ через электронный дневник педагогического сотрудничества наставника и наставляемого, который используется для автоматизации и повышения интенсивности обмена информацией, осуществления текущего, тематического, итогового контролей в наставнической деятельности. Электронный дневник педагогического сотрудничества состоит из четырех разделов, соответствующих этапам структурно-функциональной программы «Формула успеха»: аналитический (адаптационный) этап, организационный (проектировочной) этап, содержательный (методический) этап, контрольно-оценочный (результативный) этап.
Для кого предназначена: Наставничество является кадровой технологией, которая позволяет осуществить непрерывное профессиональное развитие педагогов.
Структурно-функциональная программа«Формула успеха» от адаптации до становления применима для решения проблем, с которыми сталкиваются педагоги: как молодые специалисты в новом коллективе, так ипедагоги с большим стажем, испытывающие кризис профессионального роста, находящиеся в ситуации профессионального выгорания.
В процессе реализации структурно-функциональной программы «Формула успеха» наставничество рассматривается как средство профессионализации, профессиональной адаптации, обучения на рабочем месте, повышения квалификации наставляемых , индивидуализации, построения маршрутов личностного и профессионального роста, где наставником может стать каждый для каждого.
Авторы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной»
Автор практики: Бригинец Елена Борисовна, руководитель структурного подразделения, старший методист
Авторство: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной»